Влияют ли социальные сети на оценку внешнего вида и правильное питание?
В недавнем исследовании, опубликованном в журнале «Eating Behaviors», специалисты оценили влияние использования социальных сетей (социальных медиа, СМ) на образ тела и неупорядоченное пищевое поведение.
Предыстория
За последнее десятилетие использование соцсетей увеличилось: около 72% взрослых в США сообщили об использовании по крайней мере одной соцсети в 2021 году.
Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией (COVID-19), возможно, способствовала более широкому использованию социальных сетей, особенно среди молодёжи.
Хоть по большей части соцсети и предлагают такое преимущество, как социальное взаимодействие между людьми и поддержка, все больше данных свидетельствует об их потенциально негативном влиянии на психическое здоровье и качество жизни, включая возможную связь использования социальных медиа с расстройством питания и плохой оценкой внешнего вида.
Об исследовании
В данном исследовании оценивались модели использования соцмедиа, неупорядоченное пищевое поведение и нарушения оценки образа тела путем опроса двух разных групп студентов в 2015 и 2022 годах. Участники сообщили пол, возраст, расу / этническую принадлежность, вес, рост, количество и тип учетных записей соцсетях, а также время, проведенное на каждой интернет-платформе.
Шкала оценки своего тела (BAS), состоящая из 13 пунктов, использовалась для количественной оценки удовлетворенности и принятия участниками своей внешности. Шкала оценки страха негативной внешности (FNAES) из шести пунктов использовалась для изучения опасений участников по поводу негативной оценки их внешности сторонними людьми.
Частота переедания, приема слабительных и рвоты за последние 28 дней была количественно оценена с помощью анкеты обследования расстройств пищевого поведения (EDE-Q).
В 2022 году участники описали влияние пандемии COVID-19 на использование социальных медиа. Они указали, позволяют ли соцмедиа просматривать разнообразный контент и как часто они ищут информацию о похудении и положительном отношении к своему телу.
Изменения в использовании соцмедиа и показатели неупорядоченного питания и образа тела были изучены с использованием однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Множественный регрессионный анализ был проведен с использованием данных за 2022 год, чтобы проверить, может ли использование соцсетей, контент или их взаимодействие предсказывать неупорядоченное питание и неудовлетворенность своим телом.
Полученные данные
Участники существенно не различались по среднему возрасту и индексу массы тела (ИМТ) в когортах 2015 и 2022 годов. Респонденты в 2022 году были более разнообразны в расовом и этническом отношении, чем их коллеги в 2015 году.
Авторы отметили, что участники исследования 2022 года ежедневно проводили больше времени в социальных сетях, чем участники 2015 года.
Кроме того, женщины чаще использовали соцмедиа и имели больше учетных записей в них в любое время. Участники 2022 года чаще использовали TikTok, YouTube и Snapchat и реже использовали Twitter и Facebook* по сравнению с участниками 2015 года. Использование Instagram* было одинаковым в двух выборках.
* Социальные сети Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории Российской Федерации.
В когорте 2022 года 64% участников сообщили об использовании большего количества соцсетей с начала пандемии, 22,6% указали на отсутствие изменений, связанных с пандемией, а 11% сообщили о снижении использования.
Более 31% участников сообщили о положительных последствиях пандемии, 29% сообщили об отрицательных, а 37,6% сообщили об отсутствии воздействия.
Примечательно, что респонденты в 2022 году сообщили о более серьезных нарушениях своего внешнего вида, чем в 2015 году. У женщин были более низкие баллы и больший страх перед негативной оценкой внешности.
Многие участники сообщили, что искали на медиа-платформах конкретный контент, связанный с бодипозитивом (31%) и потерей веса (23%), причем чаще искали женщины.
У этих участников был более высокий ИМТ, больший страх перед негативной оценкой внешности, более низкая оценка тела и более высокая частота использования слабительных и переедания.
Время, проведенное в социальных сетях, показало обратную связь с баллами по шкале оценки своего тела и положительную связь с индексом его массы. Команда наблюдала значительное влияние воздействия содержания соцмедиа, связанное с потерей веса, на показатели FNAES и BAS и частоту переедания. Респонденты, которые проводили больше времени в соцсетях, имели высокую частоту переедания только при просмотре контента, связанного с потерей веса.
Выводы
Таким образом, участники 2022 года проводили больше времени в социальных медиа и имели больше аккаунтов в них, чем респонденты 2015 года. Многие объяснили эти изменения частично воздействием ковидной пандемии и имели более выраженные расстройства пищевого поведения и нарушения образа тела, чем участники 2015 года.
Затраченное время и количество учетных записей в соцсетях не были связаны с результатами. Просмотр позитивного или нейтрального контента не имел значимого эффекта.
Тем не менее, воздействие информации о потере веса в соцмедиа было связано с большим страхом перед негативной оценкой внешности, более низкой оценкой тела и более высокой частотой переедания.
Полученные данные свидетельствуют о том, что мероприятия, направленные на устранение негативных последствий социальных сетей, должны быть направлены на устранение потребляемого контента, а не времени, проведенного в социальных сетях.