Влияние городской конфигурации на здоровье и устойчивость развития на примере Европы
В условиях быстро растущих городов исследования влияния урбанизации на здоровье людей и окружающую среду становятся особенно актуальными. Однако существующие данные предлагают неоднозначные результаты, не внося ясности.
Недавнее исследование, опубликованное в научном журнале «The Lancet Planetary Health», рассматривает взаимосвязь между различными городскими планировками, здоровьем человека и устойчивостью развития.
Введение
В городах проживает 55% населения мира, при этом трое из каждых четырех европейцев живут в городских районах, и ожидается, что к 2050 году эта доля вырастет до 84%. Городская жизнь предоставляет больше услуг, инфраструктуры, возможностей трудоустройства и социальных связей.
Однако она также усиливает социально-экономическое неравенство и часто приводит к малоподвижному образу жизни, что отрицательно сказывается на здоровье.
Города сталкиваются с высоким уровнем загрязнения воздуха и шума, более высокими температурами и ограниченным доступом к природным пространствам. Городские районы создают термические горячие точки, известные как острова тепла, и отвечают за 75% выбросов углекислого газа (CO2), что значительно способствует глобальному потеплению.
Компактный городской дизайн
Компактные города позволяют большему количеству людей размещаться в меньших пространствах, сокращая время в пути и расстояния, а также стимулируя использование общественного транспорта.
Это приводит к меньшему загрязнению окружающей среды и уменьшению выбросов углекислого газа. Короткие расстояния стимулируют езду на велосипеде и ходьбу, облегчая социальные связи и укрепляя чувство принадлежности и общности.
Последствия разрастания городов
В больших городах людей от их рабочих мест, школ и мест отдыха отделяют немалые расстояния. Из-за этого больше используется частный транспорт, что приводит к более высоким выбросам CO2.
Сложная инфраструктура и растущие на неё расходы создают прерывистые и разобщенные городские пространства, усугубляя социально-экономическое неравенство.
Выявление тесной связи между городской конфигурацией, устойчивостью развития и здоровьем населения показало, что многие европейские города страдают от плохого состояния окружающей среды, а это, в свою очередь, способствует росту показателей преждевременной смертности.
Об исследовании
Исследователи изучили 919 городов в 31 стране, распределив их по разным типам городских конфигураций. Цель состояла в том, чтобы изучить, как эти типы связаны с влиянием на окружающую среду, уровнем выбросов CO2 и здоровьем населения.
Городские конфигурации были определены на основе локальных климатических зон (ЛКЗ), описанных в предыдущих исследованиях. Их использование позволяет сравнивать города на основе их характеристик, оцененных по общему стандарту.
Европейские города были классифицированы по одному из четырех типов городских конфигураций:
- Компактные города с высокой плотностью населения («компактные»), которые были небольшими, имели высокую плотность населения и мало сохранившихся природных территорий.
- Зеленые города с низкой плотностью населения («зеленые») были большими по территории, но с невысоким числом жителей и имели широкий доступ к природным зонам и велосипедным дорожкам.
- Малоэтажные города со средней и низкой плотностью населения («среднеоткрытые» и «низкооткрытые» соответственно) различались по размеру и плотности населения, но были либо небольшими, либо средними. Природные территории имели низкий или умеренный уровень доступности.
Что показало исследование?
Большинство европейских городов (261 из 909) были классифицированы как «малоэтажные». Типы «среднеоткрытые» (245) и «компактные» (246) были почти равны по количеству. «Зеленый» тип был наименее распространенным – всего 167 городов. Интересно, что в средиземноморских городах была самая высокая доля «компактных» городов.
Центры городов против окраин
В большинстве городов локальные климатические зоны, созданные человеком, преобладали в центре города, в то время как природные климатические зоны были более распространены на окраинах.
Плотность автомобильных дорог была немного выше в пригородах. Однако другие дороги были более загружены в центре города и постепенно становились менее загруженными по мере приближения к окраинам.
Самые высокие показатели трафика, интенсивности наземных тепловых островов и уровни тропосферного оксида азота (NO2) были зафиксированы в центре городов. В то же время, концентрация углекислого газа (CO2) увеличивалась по мере приближения к окраинам.
Ассоциации с мерами устойчивого развития
По сравнению с другими типами, более высокие потоки автомобильного транспорта были связаны с «компактными» и «среднеоткрытыми» городами во всех локальных климатических зонах и всех регионах.
Однако эти два типа были схожи по объему трафика. Они также показали более высокий уровень воздействия NO2.
Большая часть всего городского населения была сосредоточена в «компактных» или «среднеоткрытых» городах.
«Компактные» города продемонстрировали самый низкий уровень CO2, с удобствами в пределах легкой досягаемости, улучшенной организацией дорожного движения и возможностями для пеших прогулок или езды на велосипеде по специально-выделенным маршрутам.
Однако выбросы CO2 на душу населения также были намного ниже в «компактных» городах, чем в «зеленых». С разрастанием городов увеличивается сложность, неравномерность застроек, дробление на отдалённые друг от друга районы, что снижает непрерывность пространств и связность.
«Зеленые» города имели большее наличие наземных тепловых островов (НТО), чем любой другой тип. Тем не менее, в «компактных» городах интенсивность НТО была ниже, чем в «среднеоткрытых» или «низкооткрытых». В «низкооткрытых» городах показатель НТО был ниже, чем в других городах за пределами городских центров.
Уровень смертности в «зеленых» городах был самым низким по сравнению со всеми другими типами при более благоприятном состоянии окружающей среды.
Выводы
Исследование показывает, что между устойчивым развитием и здоровьем есть противоречие. Компактная городская застройка теоретически является наилучшей, наиболее здоровой и устойчивой моделью города. Однако в таких городах качество окружающей среды очень низкое, и они не соответствуют высоким стандартам в области здравоохранения.
Высокая плотность населения часто приводит к серьёзному загрязнению территорий и уменьшению количества природных зон. В таких условиях автомобили становятся более предпочтительным видом транспорта, в то время как преимущества пешеходных и велосипедных дорожек, а также близость к различным удобствам, отходят на второй план.
Вероятно, небольшие города с низкой плотностью населения лучше оставить такими, какие они есть. А вот компактные города можно сделать более комфортными для жизни, улучшив работу общественного транспорта, увеличив количество зелёных общественных пространств и садов под открытым небом. Например, можно высаживать уличные деревья и небольшие скверы везде, где это возможно: возле домов, фабрик, школ, колледжей и других учреждений. Однако такие изменения могут привести к повышению стоимости недвижимости и усилению неравенства.
Всё это делает крайне важным, чтобы городские планировщики контролировали качество окружающей среды, обеспечивали доступность и справедливое распределение пространства. Это будет способствовать экологической и климатической справедливости..
Современные европейские компактные города находятся в переходном состоянии, которое сочетает в себе положительные черты, такие как доступ к услугам и сокращение выбросов углерода, с такими проблемами, как высокие объемы движения и низкое качество окружающей среды. Города представляют собой сложные системы, и решения требуют целостного подхода.